Фестивалю Melt!, одному из самых интересных ежегодных немецких музыкальных open-air-событий, в этом году исполнилось 8 лет, из которых последние 6 он неизменно проходит в Феррополисе (Ferropolis), так называемом "Городе стали" – техногенном музейном городке под открытым небом, который был построен в 1999-м году в качестве одного из проектов Expo 2000. Окруженный со всех сторон пятью огромными экскаваторами (до 120 метров длиной), построенными еще в 50-е годы для прокладки каналов и являющимися основными музейными экспонатами, Феррополис лежит на берегу небольшого озера Греммин, и представляет собой настоящий рай (техногенный, разумеется) как для любителей природы и разного рода тяжелой промышленности, так и для активно интересующихся итогами того, что произошло за год в современной музыке. Впрочем, многие искушенные немцы относятся к "Мелту" без особой почтительности и шутят, что может быть хотя бы на свое 10-тилетие команда фестиваля организует, наконец, возможность удобно туда добираться.
На самом деле, на вкус 10 000 молодых людей, ежегодно устремляющихся к этому промышленно-музыкальному вертепу, место для фестиваля выбрано как нельзя лучше. Феррополис находится в самом сердце восточной Германии – полтора часа езды на машине от Берлина, равно как и от Дрездена, 35 минут от Лейпцига, около 4 часов от Мюнхена. Добирающихся своим ходом вполне устраивает Deutsche Bahn (железная дорога), совмещенная с автобусом от Дессау до Грэфенхайнихена – там уж рукой подать. Велосипед, палатка, ящик с пивом, рюкзак с едой и 10 друзей – без этого набора выживания на "Мелт" практически не ездят. Кстати, особо педантичные гости всегда могут найти фестиваль по точному адресу: Феррополисштрассе, 1.
Стоимость билетов
В предварительной продаже цена билета – 42 евро (парковка и кэмпинг включены), на месте тот же билет на все 3 дня стоит уже 60 евро, а те, кто желает пробыть здесь только ночь, должны заплатить 35. Впрочем, при взгляде на список выступающих групп и проектов, на лбу выступает холодный пот, и финансовая сторона дела начинает казаться чем-то весьма незначительным.
Line Up 2005
Вопрос о хэдлайнерах здесь разрешить для себя нелегко, практически сразу создается впечатление, что на 5-ти площадках "Мелта" таковые все. Впрочем, в этом году особое внимание в прессе уделяли молодым гитарным открытиям весны Maximo Park и Bloc Party, экс-вокалистке Moloko Roisin Murphy, любимцам немецкой молодежи Wir Sind Helden, новому проекту группы The Notwist c калифорнийскими хип-хоперами Themselves (13&God), ну и далее по списку: Phoenix, Underworld, Andreas Dorau, Mouse On Mars, Fischerspooner, Tocotronic, Gus Gus, Benjamin Diamond и так далее, и тому подобное, не считая доброй полсотни ди-джеев и чисто электронных проектов. Компания, что и говорить, подходящая – немецкий журнал Intro (организатор фестиваля) постарался на славу.
Фестиваль
Собственно, на главной сцене не успевает закончить свое выступление первая команда The Dalles, победившая в этом году в конкурсе демо-записей молодых артистов, как начинается настоящая буря. У всех собравшихся еще слишком свежи в памяти события недельной давности, когда ураган с ливнем в придачу буквально снес несколько фестивальных площадок в Западной Германии. Предчувствия, что и говорить, крайне нехорошие, тем более что история, похоже, готова повториться. Музыканты спасают инструменты и комбики, гроздья колонок покачиваются как маятники, техперсонал швабрами выгоняет со сцены потоки воды. Через час ливень еще более неожиданно заканчивается, и выходит солнце – все счастливы вдвойне, все кроме группы Maximo Park, которых специально передвинули в начало лайн-апа – им нужно вечером срочно улететь в Англию. Харизматичный и добродушный Пол Смит с компанией все же выходят на сцену на несколько минут и под методично работающих швабрами рабочих исполняют акустическую версию своего хита "Graffiti". Все в диком восторге – Maximo Park в Германии любят неистово, несмотря на то, что их дебютный альбом "A Certain Trigger" вышел всего пару месяцев назад. Музыканты дико извиняются и убегают, похоже на самолет они все-таки опоздали, а "Мелт", наконец, разворачивается в полную силу.
На сцене Gemini выступают новые звезды берлинского Kitty-Yo – Chikinki. Звучат они очень в духе последних коллективов в обойме Райка Хёльзеля – Sex In Dallas и Rhytm King And Her Friends, музыка ничего, но вид самой группы (особенно клавишник) совсем хороши. Лучшими выступлениями на большой сцене за 2 дня без сомнения были Phoenix и 13&God, возможно и в моем субъективном восприятии, но эти уж точно запомнились надолго. По-поводу Phoenix мои немецкие друзья шутят, что в Германии это любимый гёрл-бэнд, на их последнем выступлении в берлинском Maria Am Ostbahnhof клуб был просто забит кричащими девчонками. Здесь силы явно уравновешены – "Everything Is Everything" поют хором совершенно все и стар, и млад. 13&God явно интереснейшая группа с точки зрения живого саунда и довольно изысканного соединения хип-хопа, джаза и гитарного сонграйтерства. На Themselves, в конце концов, просто невообразимо нескучно смотреть, очень уж забавно, засунув в рот нечто звучащее как вокодер, нежно "блеют" эти ребята. Phoenix сменяют Tocotronic с песнями своего последнего альбома "Pure Darf Niemals Siegen", песни медленны и задумчивы словно осенний лес, но сконцентрироваться и проникнуться их выступлением у меня получается плохо, 10 тысяч счастливых, орущих, бегающих, играющих в футбол прямо на концертной площадке людей к тому не располагают. Нужно срочно танцевать. Добредаю до сцены Big Wheel – Большое Колесо. Здесь предвидится подходящая компания – Ada & Meteope, Darshan Jesrani, Steve Bug, Wighnomy Bros, Akufen, Chloe, Sid Le Rock и Jake Fairley. Всех я, очевидно, выслушать не смогу физически, но будоражит все равно приятно. Играет Даршан Джесрани, половина дуэта Metro Area, и я сразу понимаю, что уйти от этого милого парня в зеленой кепке будет очень не просто. Хоть сколько-нибудь определить временную принадлежность его пластинок у меня не получается совершенно, музыка очень близка к раннему чикагскому хаусу, но когда 10-ти минутный минималистичный луп вдруг разрождается каким-то невообразимо знакомым диско-пассажем и далее трек начинает звучать словно живой ансамбль Кёртиса Мэйфилда, слов описать эту красоту не находится. Не брезгует Даршан и каким-то очень странным итало-диско, тем самым доставляя танцующим немало радости. Environ, как ни крути, – силище! За Даршаном разминается и подключает свои железки Steve Bug, но слушать последнего почему-то быстро надоедает. Стив полностью растворяется в своем перфекционистском минимал-хаус саунде, вроде бы все здорово, но слишком мало событий в этой музыке, и так много их на соседних площадках.
Заглядываю в расписание и решаю вернуться на главную сцену, там вот-вот начнут выступление Bloc Party. Мимоходом захожу на площадку Gemini, вторую по величине на "Мелте". Здесь уже прочно обосновались Али и Басти – братья Tiefschwarz, количество людей невообразимое, впрочем, проталкиваться особо и незачем. Tiefschwarz играют плотный рифовый электрохаус, иногда вполне удачно прикидывающийся электроклэшем. Причем очевидно, что фестивальная атмосфера расслабила их донельзя, Али иногда даже не замечает, как заканчивается трек и музыка останавливается. Впрочем, публика весьма добродушна и реагирует на происходящее жизнерадостным воплем "Oooooaaaaaaaaa!" Это развлечение не по мне, тем более что с главной сцены уже доносятся аккорды "Silent Alarm", альбома, за который Bloc Party и получили все восторги этого года от журналистов страстно охочих первыми найти новых "франц фердинандов". Барабанные трели безумного Мэтта Тонга должно быть слышно в самом Берлине. На самом деле, барабанщик группы – уже вполне достаточное условие, чтобы посетить концерт этой группы. Ему и достаются в конце главные аплодисменты публики, впрочем, на второй день джек-пот срывает поющий барабанщик Mouse On Mars – вот кого и вправду забыть невозможно. Придраться к выступлению Bloc Party невозможно, все звучит так же плотно и качающе как на альбоме, толпа неистово скачет в конвульсиях – все песни узнаются с первого гитарного риффа. Кто-то в порыве радости заряжает в лицо вокалисту и гитаристу Келе Окереке светящимся фонариком с люминесцентной жидкостью, Келе явно не оценивает юмора и обижается. Группа прекращает играть, публика в свою очередь обижается на Келе. Это же шутка, Келе! Да и не больно совсем. Впечатление от выступления слегка портится, но группа, наконец, поступает мудро и продолжает концерт. Главный приз фестиваля за укрощение радостных люминесцентных хулиганов достается в итоге неповторимому вокалисту исландцев Gus Gus. Тот просто и с улыбкой, поблескивая своими золотыми усищами, тыкает пальцем в бросившего и прямо посреди песни бросается на головы зрителей, чтобы догнать и пожурить хулигана. В целом же полуторачасовой концерт Gus Gus был одним из самых больших разочарований "Мелта". Ни разноцветные усы половины группы, ни симпатичная, но корчившая злые рожи вокалистка, ни даже костюм в ананасах и выхлебывание бутылки смирновки на сцене, видимо, не спасут их от окончательного диагноза: Gus Gus – это сегодня полностью ушедшие 90-е. Во всяком случае, танцующие и лишь изредка обращающие внимание на свои синтезаторы, Gus Gus явно это доказывают. К тому же они так и не исполняют любимую "Lady Shave" – разве так можно? Приз и звание "Франц Фердинанд Мелта 2005" тем временем забирает немецкая группа The Robocop Kraus. Не думаю, что это нуждается в дополнительных комментариях, но ребята и правда лучшие.
Все идет своим чередом, Ройжн Мерфи задерживают на час, опять неполадки с аппаратурой. Я тем временем дискутирую с немцами на тему как все-таки правильно произносить ее имя – Ройжн, Ройзин – оказывается в Германии те же проблемы что и у нас. Больше всего из-за этой задержки не везет, в конце концов, Fischerspooner – они выходят на сцену в своих безумных лохмотьях уже под утро, около 4-х, и на выкрики Кейси Спунера "What’s Up Motherfuckers!!!", уставшая толпа реагирует едким хихиканьем. "Мы уже спать хотим. Сам ты motherfucker!". Я тоже уже готов провалиться в сон, в связи с чем мне приходит в голову мысль, что наряд Кейси похож на сценический костюм какого-нибудь Валерия Леонтьева, на его юбилейном концерте. Гитарный электропанк от "Фишера и Спунера" звучит как-то жидко и маломощно. May be some other time…
Один из лучших ди-джейских сетов неожиданно происходит уже утром после первого дня фестиваля. За вертушками друзья Erobique (International Pony) и Justus Koehncke – смотреть на это без смеха и не танцевать невозможно. Обоим лет по 35-40, немного полный Карстен Мейер (Erobique) ставит только старые семидюймовки со старым рэгги и очень странными поп-песнями; Джустус, долговязый, заросший дачник, в шортах и тапочках нежно улыбается беззубым ртом и постоянно вертит ручки на пульте, включая всякие эффекты. В итоге Джустусу так и не удается свести практически ни одной пластинки, впрочем, его это нисколько не беспокоит – он все время бегает в соседний бар за пивом и, пока ему наливают бокал, поет и скачет по безлюдному практически "Мелту". "Старики" очень эмоциональны, с каждой песней один обнимает другого и чуть не плачет. Публика не хочет отпускать их и добрая тысяча человек скандирует: "Spiel, spiel, spiel", когда добродушных дядек буквально выгоняет из-за пульта охрана. Несмотря на предстоящий день, именно эта картина остается у меня в памяти как финальная.
Outro
После "Мелта" я рано утром пытаюсь добраться на чем-нибудь до Дессау и тут понимаю справедливость насмешек моих друзей – первый автобус в выходные дни отправляется в 10.30, а сейчас только 6. Домой же очень хочется. К счастью, останавливается такси и вызвавшие его немецкие ребята вовсе не против того, чтобы подвезти и меня. Я разговариваю с ними, и вдруг выясняется, что это Дирк Фёллер и Фальк Хессе, собственно главные организаторы феста. Для меня это большая удача, и я пытаюсь разузнать у них как можно больше подробностей. Фальк уже засыпает, Дирк необычайно разговорчив, рассказывает мне, что особых доходов "Мелт" не приносит, и 10 000 посетителей нужны организаторам, чтобы покрывать расходы на лайн-ап и расплачиваться со всеми за работу. И вообще это всего лишь один из многих, пусть и самых крупных, сайд-проектов журнала Intro. "На этот раз мы выскочили почти впритык в смысле финансов", – весело сообщает он и тут же делится новыми планами журнала Intro на осенний Popkomm. Дирк, смеясь, не верит мне, что я пришлю ему статью о "Мелте" в российском журнале и в конце предупреждает, что он не забудет и будет непременно ждать. Das ist fur dich Dirk. Keep on meltin’!.
Все тексты и изображения являются собственностью проекта, если иное не указано в материалах.
Любое полное или частичное использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации проекта.