Go Home! Go Home! to EnglishПоискКонтакты  
 



Статьи

Танцпол

Старая музыка нового времени

Автор: Ник Завриев

Общий рейтинг: Потрясающе  Личный рейтинг: Не оценивалась

С того момента, как американский продюсер Том Молтон (Tom Moulton) записал первый танцевальный ремикс и вошел тем самым в музыкальную историю, прошло уже три десятка лет. Эта индустрия давно стала самостоятельным культурным пластом, переживает свои взлеты, падения и смены актуальных трендов.

В восьмидесятые ремиксы несли в себе функцию сугубо утилитарную – танцевальные версии песен Depeche Mode, Duran Duran, Мадонны и диско групп с лейбла Salsoul отличались от оригиналов разве что удлиненными проигрышами – эти вариации делались для клубов и имели под собой одну единственную цель, быть DJ-friendly. Дело в том, что поп-музыку, т.е. треки с обилием инструментов, вокалом и ярко выраженной мелодикой (а именно такое в те времена играло в клубах) чертовски трудно сводить. Тут никак не обойтись без специально подготовленных для ди-джеев участков и барабанов и баса. Вторая проблема пластинок с диско и новой волной была в том, что ударники там играли далеко не идеально, и для того чтобы “вписать” их ритмы в диджейский сет, барабаны предварительно нужно было выровнять. Такие версии часто выходили даже не на синглах, а на специальных сборниках, которые производили так называемые “Remix services” - одной из таких была, например, контора под названием Razormaid.

Bebu Silvetti – The Voyage of No Return (Tom Moulton Mix) 1978


Madonna – Like A Virgin (Extended Dance Mix) 1984


Мало-помалу, к концу восьмидесятых ремикс превратился из продукта чисто технического и, если угодно, инженерного, в продукт творческий. Автор ремикса добавлял в версию всё больше собственного “креатива”, часто переиначивая на свой лад всю аранжировку. Одними из первых преуспели в этом хаус-пионеры The Beatmasters и будущий продюсер Мадонны William Orbit. Случалось даже так, что их ремиксы становились главными версиями на синглах – они отдавались в ротацию на радио и на них снимались видеоклипы – так произошло, например, с синглом The Shamen “Boss Drum”.

The Shamen – Boss Drum (Beatmasters Mix) 1991


Расцвет ремиксов случился в девяностые – частенько синглы у артистов оказывались интереснее альбомов. Bjork, Depeche Mode, Madonna, The Cure – все они были избирательны и предельно точны в выборе тех, в чьи руки отдавать свои свежие песни. “Хирурги” (а тут были электронщики самых разных жанров и калибров от FSOL и Orb до Пола Окенфолда, Underworld и Ричи Хоутина) в свою очередь не подводили, приводя своим “пациентам” новую аудиторию и зачастую срывая восторги и у старых фанов.

Depeche Mode – Useless (Kruder & Dorfmeister Session) 1997


Случались и ситуации, когда ремиксы начисто затмевали оригиналы – кто, например, помнит оригинал трека Humate “Love Stimulation”? Тогда как ремикс Пола Ван Дайка считается нетленной классикой. Или попробуйте вспомнить оригинал песни “Ye Ke Ye Ke”, которую в интерпретации от группы Hardfloor не слышал разве что глухой.

Mory Kante - Yeke Yeke (Hardfloor Remix) 1994


Последний пример подобного рода – песня “Four To The Floor” группы Starsailor, прошествовавшая по радиостанциям в ремиксе Стюарта Прайса. Каково же было удивление тех, кто, клюнув на зажигательную электро-диско танцевалочку, покупал альбом и обнаруживал там унылый брит-поп.

Starsailor - Four To The Floor (Thin White Duke Mix) 2004



Starsailor - Four To The Floor (Original) 2004


В последнее время, впрочем, ситуация вдруг резко стала меняться. Если в девяностые танцевальность была для ремикса приятным, но совершенно не обязательным бонусом (так, например, одними из самых востребованных ремиксеров был австрийский даунтемпо-дуэт Kruder & Dorfmeister), то в двухтысячные синлы частенько стали превращаться в утилитарный набор похожих как две капли воды клубных вариантов. Причин тому много и одна из главных – пресловутый кризис звукоиндустрии. Сингл - все-таки коммерческий продукт, нацеленный на промоушен главного трека. Ну хорошо, один удачный ремикс может сойти за “радийную” версию, но держать там альтернативные варианты как чистое искусство (каких всегда было много например у Бьорк) – роскошь. Ремикс должен выполнять прикладную функцию, в данном случае – способствовать тому, чтобы треки артиста звучали в клубах. И если, скажем, Sasha “Apparat” Ring вполне может позволить себе из любви к искусству “зазвать” на пластинку Telefon Tel Aviv, а известный “борец с индустрией” Трент Резнор и вовсе приглашает на ремикс-альбом неоклассиков Kronos Quartet и амбиентного экспериментатора Fennesz (в обоих случаях результат – выше всяких похвал), то мейджоры играют по своим жестким правилам.

Nine Inch Nails - Another Version Of The Truth (Remixed by Kronos Quartet) 2007


Идеальный для мейджор-лейбла вариант – заполучить в ремиксеры именитого диджея. Уж сами-то авторы наверняка будут играть свои ремиксы в сетях, да и мощную поддержку со стороны друзей и последователей получат. Та же причина стоит и за обилием близких версий (ремикс в стиле тек-хаус, ремикс в стиле электро-хаус и так далее). Чтобы легко вписаться в сет, каждый ремикс должен строго соответствовать формату. Вот почему на синглах все тех же Depeche Mode на смену Барри Адамсону и Air пришли Booka Shade, Tiga и Alter Ego.

Depeche Mode – Martyr (Booka Shade Full Vocal Mix) 2006


Первая проблема с общим “ухудшением качества ремиксов” в том, что если те же Орбит или даже Стюарт Прайс – все-таки поп-продюсеры, им привычно иметь дело с вокалом и разнообразной “инструментовкой”, то, к примеру, Octagon Man – сочинитель а, не аранжировщик, ему это просто не нужно. Музыку он пишет минималистичную и работает преимущественно с ритм-секцией. Отсюда и появляются ремиксы, записанные по принципу “собственный трек плюс набросанные то тут, то там обрывки оригинального вокала”. Впрочем, целиком списывать однообразие ремиксов на недостаток продюсерских навыков тоже было бы неправильно – достаточно посмотреть хотя бы на то, как видеоизменилась продукция Джеймса “Unkle” Лавеля, который за несколько лет скатился из замысловатого брейк-рока в однообразный house.

Ian Brown – F.E.A.R (Unkle Reconstruction) 2001


Видимо здесь и мода играет не последнюю роль. Проблема номер два – в том, что востребованный в таком качестве музыкант получает за год сотни предложений и делает несколько десятков ремиксов – и это не считая записи собственных треков! Надо ли после этого говорить, что тот же Прайс нередко грешит “штамповкой”?

Поводов для общего пессимизма, впрочем, пока нет – ситуацию как водится, спасает молодежь. Молодой артист кровно заинтересован в результате собственного труда – удачный ремикс для него это шанс сделать серьезную карьеру. Головокружительный успех Justice началась именно благодаря ремиксу (их “самопальная” версия песни Simian “We Are Your Friends” выстрелила до астрономических высот, схватив даже премию MTV Video Music Awards), да и дуэт Simian Mobile Disco начинался именно как “remix service”.

Justice vs Simian – We Are Your Friends 2004


А если обратить взор в сторону ню-рейва, обнаружится факт совершенно удивительный – сам жанр был по сути узурпирован теми, кто ремикшировал ню-рейверов первого созыва. Изначально-то в ню рейв были записаны Klasons и Shitdisco, то бишь индии-рокеры в цветастых футболках. Но как только жанр пришел в клубы, там зазвучали совсем не оригиналы, а новые версии от тех же Justice, Simian Mobile Disco, Boyz Noise и Hot Chip. В результате это звучание и термин притерлись к друг другу настолько, что сегодня в ню-рейверах числятся чуть ли не Daft Punk.

Klaxons - Gravity's Rainbow (Kavinsky Remix) 2007


Занятная картина наблюдается и с дабстепом, и больше других здесь, как и следовало ожидать, преуспел анонимный британец Burial. Он и так создает свои композиции из обрывков чужих сэмплов, как причудливое лоскутное одеяло. Так почему бы и не применить технологию к тому материалу, который авторы предоставят добровольно? Результат можно наблюдать на синглах Bloc Party и Тома Йорка.

Bloc Party – Where Is Home (Burial Remix) 2007


По той же дорожке движется еще один виртуоз нетрадиционной сэмпладелики Киран Хебден (Four Tet). Киран удивляет даже не тем, что может ловко обработать любой трек, а тем, что превратив оригинал в рваное абразивное месиво, ухитряется не только сделать ремикс вполне танцевальным, но и сохранить дух оригинала. Лучшим примером здесь послужит то, что Хебден сделал с синглом Натана Фейка “You Are Here”.

Nathan Fake - You Are Here (Four Tet Remix) 2007


Radiohead - Skttrbrain (Four Tet Remix) 2003


Самая, пожалуй, интересная, но пока не до конца разработанная ниша – “ремиксы наоборот” - когда остается песенная “начинка”, но вся аранжировка переписывается, зачастую - на противоположную по стилистике. Если опыт в этом направлении Бьорк, которая отдала мультитреки своей “Isabel” металлистам Carcass, выглядел пробой пера, то эксперименты в этом направлении многократно помянутых тут Depeche Mode успех имели просто сокрушительный – Enjoy The Silence, переаранжированная участником Linkin Park Майком Шинодой, “дострелила” до поп-чартов. Удивила свежестью мышления и припрятанная на сингле интерпретация песни “Halo” от Goldfrapp – мало того, что Элисон и Уилл превратили синти-поп в экзотическое кабаре, так мисс Голдфрэпп еще и спела в этой версии бэк-вокалы.

Depeche Mode – Enjoy The Silence (Mike Shinoda Remix) 2004


В общем, если подводить итог, вывод напрашивается один – при создании ремикса ключевым становится баланс между музыкальным умением “говорить” (т.е. вносить в версию собственные идеи) и “слушать” (т.е. чувствовать оригинал и строить ремикс вокруг него, а не подстраивать пост-фактум сэмплы к уже готовому своему треку). Ну и, разумеется, прочь от утилитарности и жестких форматных рамок.


27 февраля 2008


Рейтинг: Ваша оценка

Пожалуйста, авторизуйтесь
[введите ваш логин и пароль]
для участия в голосовании!

Легенда


  лучше быть не может

  потрясающе

  хорошо


 


  нейтрально

  плохо

  не оценивалась





Муж::Offline vaniko Отослать сообщение/Добавить друга
27|02|08
классная статья, очень понравилась. Единственный спорный момент с твочеством Unkle. Не очень понятно в каком месте Лавель скатился в хаус, и где собственно хаус звучит в этом треке?
Последний альбом его это вообще зубодробительный стоунд-рок, и ни о каком хаусе речи не идет.
А подобные треки были у него еще лет пять назад, во времена сайнс фикшион, правда тогда он сотрудничал дж Шэдоу.
Муж::Offline crocro Отослать сообщение/Добавить друга
11|03|08
Как говорится, "полностью согласен с предыдущим оратором" )) И про то, что статья интересная, и про то, что с Дядюшкой UNCLE'ом автор слегка погорячился...

Ваш комментарий


Пожалуйста, авторизуйтесь [введите ваш логин и пароль] для создания комментария!





Другие статьи автора

Joris Voorn с мировым туром в Москве
Интервью с голландским музыкантом
Ник Завриев 15|05|09
Пакуем чемоданы!
Обзор самых горячих фестивалей электронной музыки с апреля по июнь
Ник Завриев 17|04|08

 

 

Авторизация

логин: пароль:  
 Запомнить меня на этом компе

Новый чел  |  Забыли пароль?

 

Добавь себя в каталог!


Конференция EdCrunch 2015
EdCrunch 2015 — это, прежде всего, место встречи всех тех, кто профессионально связан с новыми образовательными технологиями и прогрессивными педагогическими подходами. Для тех, кто готов экспериментировать, находить единомышленников и вдохновляться презентациями спикеров мирового уровня. 

комментариев: 0

Городской фестиваль музыки и искусств Present Perfect в Санкт-Петербурге
Фестиваль электронной музыки и современного искусства Present Perfect – посвящение культурному авангарду, срез всего самого актуального, что происходит прямо сейчас. Площадкой для нового фестиваля, который пройдет в Санкт-Петербурге 1 августа, станет Музей стрит-арта, удачно прописавшийся на территории завода слоистых пластиков. Именно здесь, во внутреннем дворе действующего производства, на шестнадцать часов развернется насыщенная программа Present Perfect, разделенная на две равновесные части: вечернюю и ночную. 

комментариев: 0

 
   
начало · афиша · энциклопедия · статьи · галерея · музыка · интерактив · рейтинг · города · поиск · контакты
реклама на сайте · работа у нас · rss потоки

Все тексты и изображения являются собственностью проекта, если иное не указано в материалах.
Любое полное или частичное использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации проекта.


© 44100Hz · 1998-2012
© design: ally design · 2004