Георгий Гурьянов - художник, ударник группы "Кино" и организатор первых рейв-вечеринок - рассказал о своем друге Вестбаме в преддверии московского пре-пати фестиваля Mayday. Это полная версия речи Гурьянова, частично использованного при подготовке материала в журнале TimeOut. Мы оформили его в виде отдельных цитат.
"Хотите мою личную историю? Я с детства любил британскую культуру, изучал английский язык и дружил с английскими студентами, учившимися в Ленинграде. Было начало 86-го года, и одна очаровательная англичанка подарила мне кассету "Jack Tracks". Я не говорю про Kraftwerk или про всю "новую романтику" - OMD, Duran Duran, Dead Or Alive. Вы помните "Spin Me Around"? Все истоки моего увлечения электроникой музыкой здесь. Виктор Цой тоже очень увлекался танцевальной музыкой: ритм для него - это было все. Я с полной уверенностью могу назвать его человеком электронной культуры, который не имеет ничего общего с упырями, рок-н-рольщиками, бородачами и прочими уродами. Они до сих пор пытаются отстоять свое право на Виктора, но Витя был со мной".
"Итак, девушку я с тех пор ни разу не видел. В общем, с 1986 г. я был в курсе, что такое современная танцевальная музыка или как бы ее там не называли. Хочу похвастаться. В конце 80-х, когда в Питер приехал Джон Пил - я слышал его до последней его программы, царствие ему небесное, - и я уже не помню, как оказался с ним на встрече, где были Артемий Троицкий, Алик Кан, еще какие-то музыкальные деятели. Они спрашивали, какая самая интересная, прогрессивная и современная музыка? Он говорит - хаус, а они не знали, что это такое. Только я оказался в курсе - было смешно".
"В детстве я слушал диско, когда все балдели от Deep Purple. Я всегда любил музыку больше, чем все остальное. Родители купили мне приемник, с помощью которого я ловил "BBC World Service" и радио Люксембурга. Были еще один альтернативный источник информации - моя сестра, вышедшая замуж за моряка, который привозил мне жевательную резинку и пластинки из заграницы. Ну а в чем еще тогда нуждался советский подросток?".
"Не дай бог, что-нибудь забыть. Никакого Хааса тогда еще не существовало. Где он был в те времена? В Кривом Роге или откуда он там?".
"Итак, 1987 год. "Популярная механика" в полном составе вместе с группой "Кино" едет в Ригу. Мы тогда близко дружили с Курехиным и играли решительно все. Нас было человек 7-8, плюс несколько шоу-менов. Гаркуши, кажется, не было. Из придурков участвовали только Бугаев и Тимур Новиков. Мы ехали на фестиваль авангардной музыки, а параллельно в городе проходила большая выставка современного искусства. Тогда возникло первое прямое пересечение искусства и современной музыки на территории бывшего СССР. И там я впервые увидел Вестбама. В качестве гостя на выставке он выступает с мастер-классом - показывает и объясняет, что такое "record art". Демонстрирует он это, сводя на двух проигрывателях Technics песню "Boim Um Chak" Kraftwerk с Santa Esmeralda. Все свои действия он предельно наукообразно комментирует, ведь Вестбам - семи пядей во лбу, у него чуть ли не два высших образования и он происходит из очень культурной семьи. Его мама - достаточно знаменитый художник, которую я очень уважаю, как живописца. Процесс микширования нас рассмешил. Нам это показалось жутко несерьезным делом, и я помню, как смеялся Виктор. Вестбам сводил диаметральных разных исполнителей".
"Я был, мягко сказать, под впечатлением. Та кассета, гастроли в Риге - я обожал эйсид-хаус. В конце 80-х я уже мечтал и жил только этим".
"Саму технику микширования уже тогда активно применял Курехин в "Поп-механнике", но Сергей руководствовался абсолютно другой идеологией, принадлежал другой школе, другой эпохе. Чекасин, Курехин - они были джазистами, импровизаторами".
"Мы знакомимся с Максимилианом, дружим и выступаем экспромтом все вместе: "Кино", "Поп-механика" и Вестбам. Дядя Вестбама, его приемный отец Уильям Родгар создал электронную империю техно-музыки в Берлине. Конечно, он не смог бы сделать этого без гения Максимилиана Ленца. Компания Low Spirit - вообще полусемейное предприятие. Dr. Motte - вдохновитель и организатор берлинского Loveparade - из другой семьи".
"Все думали, что Вестбам означает неправильно произнесенное словосочетание "западный автобан" или "западная задница", но это не так. Псевдоним, разумеется, двусоставный. Он означает "Вестфалия Бамбаата", Вестфалия - земля в Западной Германии, где он родился, а Бамбаата - дань его уважения Африке Бамбаате".
"Сначала ко мне приехали друзья из Берлина, потом я поехал к ним и побывал во всех клубах. Это было еще до падения стены".
"Расскажу, как первый раз Вестбам вместе с диджеем Роком приехал к нам в Ленинград. У нас был домашний клуб, были средства и огромное желание. Мы с Тимуром Новиковым не жалели средств, чтобы развеселить себя и наших друзей. И берлинские диджеи жертвовали своими гонорарами в копилку всеобщей радости. Тогда уже Цой погиб, значит был 1991-ый. Планетарий, "Новые композиторы", Фонтанка 145 - тогда все работали вместе. Я был спонсором - от начала и до конца. Я заплатил за печать билетов и за обеспечение какого-то элементарного комфорта. Все ребята жили экономно - в квартире моей подружке. Мы расходовали свои деньги ради своего же удовольствия. Для нас это было как благотворительность. Я был так наивен, так человеколюбив, я был готов на все, и я был доволен. Вечеринка была, что называется, супер! На следующий день мы провели афтер-пати на Фонтанке, 145".
"Некоторые персонажи тогда уже были not welcomed - например, Курехина мы не пускали на наши молодежные вечеринки. А Новиков был одним из первых зажигателей. Он был жутко чувствителен, с одной стороны, ко всему изящному, с другой стороны, ко всему современному, но - вот беда - Тимур совсем не понимал музыки. Хотя первые рейвы - это, скорее, социальное, а не музыкальное явление".
"В начале 90-х в представлении москвичей рейв выглядел так: это огромный стол с закусочками, всякая селедка "под шубой", водочка и прочая дрянь. Прибалтийский диджей Янис играет какие-то пластинки, но все это было глупо и мало адекватно. Понадобилось много лет, чтобы Москва пришла к тому, чем она является. Сейчас я восхищаюсь ею, но тогда она казалась полным убожеством".
"С вечеринки в планетарии Вестбам превратился в абсолютную звезду в Петербурге, в отличие от Москвы. Корреспонденты московской "Афиши" мне говорили, что считают Вестбама полным бездарем и не понимают, с чего это он гений".
"У меня огромная коллекция пластинок, однако, я никогда не пытался сводить их на публике. Я, вообще, рожден как диджей, и только потому, что в СССР не было такой профессии, превратился в барабанщика".
"Минимализм, ирония, призывность или миссионерство - вот эти категории, объединяют мою живопись с тем, что делает Вестбам. Тут нет компромисса, и мы оба пропагандируем эти идеи - он в музыке, я в живописи".
"Последний раз с Вестбамом мы виделись год назад: он привез мне из Германии кухню. Хорошую немецкую мебель, которую я установил в своей разбитой квартире-мастерской. Мои друзья меня любят и заботятся. А еще хочу пожаловаться: недавно ваш герой - Богдан Титомир - подрезал мою любимую пластинку "Oldschool, Baby", которую Макс мне прислал. Я очень за нее переживаю. Попросите его вернуть".
"У меня много его винила, а в коллекции Максимилиана, и Маруши, и Уильяма много моих картин. Кстати, Уильям Родгар покинул Low Spirit и открыл галерею. Брату Макса Фабиану - диджею Дику - тоже наскучили клубы, и он занялся искусством".
"За прошедшие 15 лет Вестбам ни чуть не изменился. Он совершенный монолит, но нисколько не маньяк. Типичный немец. Любит блондинок. Очень адекватен, остроумен, харизматичен, сознательно несет свою идеологию. Он выше всего, что происходит вокруг. Когда он стоит за вертушками, выглядит как демон, как черт, но при том жутко очаровательный и соблазнительный".
"Два года назад я оформлял графическое сопровождение Mayday. За основу взял Родченко, но вместо диктатора Кирова изобразил эмблему фестиваля. Конструктивизм на своем излете - вот эстетика Mayday".
"Сначала клубы и электроника были искусством, страстью и любовью, а теперь это превратилось в бизнес, к которому я не имею никакого отношения. Я ничего не требую от истории, только восхищаюсь тем, что это произошло. Хотя когда-то у меня даже возникло мимолетное ощущение, что у меня украли все".
(с)Автор Лого - Георгий Гурьянов
7 мая 2006 - Москва - Members of MayDay
Gaudi Arena
DJ: Chris Liebing, Phono, Westbam, Zoo, Фонарь
Live: Lexy & K-Paul
c 22:00
Вход: 500р, VIP- 1500
8 мая 2006 - Санкт-Петербург MayDay
СК Юбилейный
DJ: Bobina, Chris Liebing, Eric Sneo, Kai Tracid, Krufty Kuts, Lady Waks, Marco Remus, Oliver Koletzki, Paul Van Dyk, Quest, Taucher, Umek, Van Nosikov, Westbam, Ворон Миха, Фонарь
Live: Anthony Rother, Lexy & K-Paul, Members of Mayday
19:00- 08:00
Вход: от 700р
Все тексты и изображения являются собственностью проекта, если иное не указано в материалах.
Любое полное или частичное использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации проекта.